Понятие
Gran Turismo впервые возникло еще задолго до изобретения автомобиля. В Англии* в XVII-XVIII веках членами богатых семей практиковались длительные путешествия по разным городам и странам Европы. Такое путешествие играло важную роль в процессе получения образования молодыми людьми* и называлось оно
Grand Tour. Конечной точкой путешествия был Рим. Из-за довольно низких скоростей передвижения* подобные поездки длились по несколько лет* и* соответственно* роскошь и комфорт сопровождали отпрысков богатых и влиятельных родов на протяжении всего пути. Когда в XX веке на смену экипажам запряженным четверкой лошадей пришли быстрые* дорогие автомобили термин
GT (Gran Turismo) не только нашел* но и занял достойное место в автопромышленности. Сегодня*
Gran Turismo* наравне с аббревиатурой
GT* знаком всем и каждому. В переводе с итальянского
Gran Turismo означает «дальняя поездка». Однако в наше время* GT – это класс автомобиля* больше чем просто словосочетание на итальянском языке.
Машины с аббревиатурой
GT в названии являются самыми мощными* скоростными и комфортабельными из серийно выпускающихся автомобилей. Традиционно* индекс
GT получают двух или четырехместные спортивные купе с переднемоторной или среднемоторной компоновкой* а также задним приводом. Такие автомобили предназначены для хороших дорог и дальних* длительных путешествий* кроме того* машина класса
Gran Turismo уверенно себя чувствует и на скоростном треке. Основоположниками современного класса
GT традиционно считаются такие автомобилестроительные компании* как
Alfa Romeo*
Ferrari и
Lancia. Автомобили с шильдиком одной из этих компаний чаще других являли собой произведение класса
Gran Turismo. Яркое тому подтверждение - L
ancia Aurelia B20 GT 1951 года. Именно это авто* в числе первых было отнесено к популярному классу
GT. В 50-х годах прошлого столетия впервые появились соревнования в классе
Gran Turismo. После длительного перерыва проведение гонок автомобилей класса
GT возобновили в конце девяностых. Тогда в них принимали участие модели* ставшие легендарными* такие как
Ferrari F40 и
McLaren F1.
В наши дни* соревнования автомобилей класса
GT по праву считаются не только одним из самых зрелищных* но и дорогих видов автомобильного спорта. Для сравнения* чемпионат
FIA GT в основном проводится на тех же кольцевых гоночных трассах* что и гонки Формулы 1. Причем
GT-машины можно встретить как в гонках на длинные дистанции* так и в гоночных заездах «на прочность автомобиля». Шоссейно-кольцевые гонки «
24 Часа Ле-Мана»* автопробеги «
Mille Miglia» и «
Carrera Panamericana»* автогонки «
Targa Florio» - вот далеко не полный список событий мира автоиндустрии* где можно встретить автомобили разных производителей класса
GT. Отличие гонок автомобилей класса
GT от Формулы 1 – это разница в численности экипажа. Если в болиде Формулы 1 один пилот* то в автомобильных гонках класса
GT экипаж состоит от двух до четырех человек. Конкретное количество пилотов определяется длительностью и сложностью гонки. Ведь порой гонка класса
GT длится до 24 часов* и именно в таких заездах гонщики периодически сменяют друг друга. В кольцевых гонках* автомобили класса
Gran Turismo (GT) обычно делятся на две категории:
GT1 (GT) и
GT2 (N-GT).
Категория
GT1 – это класс «чистокровных» суперкаров* а также автомобилей* которые построены специально для гонок подобного рода* таких как
McLaren F1. Мощность такого автомобиля в некоторых случаях достигает 600 – 650 л.с. К данной категории относятся такие небезызвестные автомобили* как
Maserati MC12*
Ferrari 575*
Saleen S7 (кстати* эта машина изготавливалась специально для кольцевых гонок* в связи* с чем было выпущено всего 25 штук)*
Dodge Viper GTS-R*
Lamborghini Murcielago и другие. Машины категории
GT2 (N-GT) не могут похвастать такими характеристиками* по своей сути они ближе к своим дорожным версиям* чем автомобили категории
GT1 (GT). К этой категории можно отнести:
Porsche 911 и
Ferrari 360 Modena.
Соревнования со спортивными прототипами
LMP (
Le Mans Prototypes) – довольно частое явление для автомобилей класса
GT. Машины* принимающие участие в подобных заездах* представляют собой одно или двухместные автомобили с закрытыми колесами и с закрытым или открытым кокпитом. Кроме того* существует множество различных ограничений и требований к форме кузова* двигателю* элементам аэродинамики* колесам – одним словом* практически ко всем деталям таких машин. Спорт-прототипы в свою очередь делятся на два подкласса: P1 и P2. Главное отличие этих подклассов – разница в весе автомобиля и рабочем объеме двигателя. К примеру*
Audi R10 и
BMW GC1 являются яркими примерами спорт-прототипов с традиционно немецкими корнями.
Традиционно* на современном автомобильном рынке различают несколько главных типов автомобилей класса
GT. При этом* большинство из них знакомо многим простым обывателям* ведь эти индексы часто можно встретить в названии современных автомобилей.
Индекс
GTI (от итальянского «
Gran Turismo Iniezione») - означает* что автомобиль оснащен впрыском* впервые подобный индекс появился на
Maserati 3500 GTI 1961 года. Однако первым автомобилем типа
GTI* который производился серийно* стал
Volkswagen Golf GTI 1975 года.
GTE или
GT/E – это немецкий аналог индекса
GTI. Автомобиль данного типа впервые был воплощен в в кузове немецкого
Opel Manta GT/E. Индекс
GTO* который в оригинале звучит как
Gran Turismo Omologato* обозначает: «автомобиль допущенный до гонок»* т.е. авто* подходящее по техническим характеристикам для участия в гонках класса
GT. Тип автомобилей
GTO широко распространен у таких производителей автомобилей* как
Ferrari и
Mitsubishi. В свою очередь* облегченный автомобиль класса
GT будет иметь индекс
GTA (от итальянского
Gran Turismo Alleggerita) в своем названии. А
GTAm – это аббревиатура модифицированного облегченного автомобиля класса
GT. Аббревиатура
GTV (
Gran Turismo Veloce) используется для обозначения форсированных автомобилей класса
GT. Ярким примером такого авто является
Alfa Romeo GTV6 – модель выпускавшаяся в период с 1980 по 1986 годы* с рабочим объемом двигателя 2*5 литра и максимальной скоростью 205 км/ч.
Практически любая современная именитая автомобилестроительная компания имеет в своем модельном ряду автомобили класса
GT или сопутствующего типа
GTI*
GTA*
GTV и другие. Например* у
Aston Martin к классу
GT относятся модели с шильдиками:
DB4*
DB5*
DB6*
V8*
DB7*
DB9 и
Aston Martin V12 Vanquish. Также* достаточно широко в сегменте
GT на авто рынке представлены и автомобили с немецкими корнями* в частности:
BMW 6 серии*
BMW 8 серии*
Mercedes SL*
Mercedes SLR Mclaren* а также
Porsche 928. Практически весь модельный ряд роскошно-спортивных
Maserati – это автомобили класса
Gran Turismo:
Maserati GranTurismo*
Maserati Mistral*
Maserati Ghibli.
Bentley Continental GT*
Cadillac V-серии*
Ferrari Daytona*
Ferrari 599 GTB*
Ferrari 612 Scaglietti*
Jaguar XJS*
Jaguar XK*
Lexus SC* а также
Mitsubishi GTO дополняют семейство с громким названием
Gran Turismo.
Сегодня* автомобиль класса
Gran Turismo – это не только пропуск в мир больших скоростей и спортивных треков* но также и в мир роскоши* комфорта и всеобщего уважения.